Материалы о добровольчестве и благотворительности

Ассоциация волонтерских центровМетодические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и волонтерстве в образовательных организациях
Авторы:
1. А.П. Метелев, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров.
2. А.С. Федоров, руководитель федеральной программы «Ты решаешь!» Ассоциации волонтерских центров, аспирант Московского государственного педагогического университета.
3. А.В. Губина, эксперт в сфере добровольчества.
г. Москва, 2019
2
Аннотация
Методические рекомендации подготовлены в помощь педагогам образовательных организаций различных типов.
Методические рекомендации ориентированы на оказание классным руководителям, педагогам начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования методической помощи по организации и проведению уроков (занятий) о добровольчестве и благотворительности. В рекомендациях раскрывается комплекс вопросов, связанных с просвещением обучающихся в сфере добровольческого движения и благотворительной деятельности. Традиции добровольчества и благотворительности рассматриваются в контексте формирования активной гражданской позиции юного россиянина, а также как один из важнейших факторов, формирующих представление школьников о таких понятиях, как гуманизм, милосердие, сострадание, лидерство, патриотизм, гражданственность. В данных материалах добровольчество и благотворительность осмысливаются как общественные феномены, описаны российские и мировые исторические предпосылки их возникновения, представлена информация о различных направлениях, видах и формах добровольчества и благотворительности, для заинтересовавшихся детей предложены способы приобщения к волонтерскому сообществу и благотворительной деятельности, для тех, кто имеет добровольческий или благотворительный опыт, – траектория дальнейшего развития через участие во всероссийских проектах и реализацию собственных инициатив.
Указанные материалы носят рекомендательный характер, поэтому педагог может дополнять, изменять, комбинировать данные разработки, исходя из собственного опыта, учитывая возрастные особенности, уровень подготовки обучающихся, а также региональные традиции и территориальную историю становления волонтерского движения и благотворительной деятельности.
В основу методических рекомендаций положен практический опыт проведения волонтерских уроков (добрых уроков, уроков добра) в рамках Федеральной программы по развитию детского добровольчества «Ты решаешь!», Всероссийской акции «Добрые уроки», волонтерских программ крупнейших международных спортивных событий, прошедших в России в течение последнего десятилетия, Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» и Благотворительного Фонда Константина Хабенского по привлечению школьников к благотворительности.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Сегодня одной из наиболее значимых задач Российской Федерации становится патриотическое воспитание граждан, создание условий для повышения их гражданского самосознания. При этом особое внимание уделяется становлению гражданственности у детей и молодежи. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в приоритет возводится воспитание у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, развитие в детской среде принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности. Гражданская позиция молодого человека как активного и ответственного члена российского общества закреплена, в том числе, федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и отражена в личностных результатах освоения основной образовательной программы. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» одним из эффективных инструментов гражданско-патриотического воспитания населения является волонтерство. Участие в добровольческих и благотворительных практиках, а также реализация собственных волонтерских проектов служит результативным способом развития общественных инициатив и гражданственности. Добровольчество и благотворительность выступают институтами воспитания общественной и гражданской активности населения, способами повышения социальной ответственности граждан, развития личности, при этом оставаясь методами оказания адресной помощи различным социальным группам.
На современном этапе развитие добровольчества и благотворительности среди детей приобрело системный характер. Это связано как с растущим желанием детей участвовать в волонтерских и благотворительных мероприятиях, так и с реализацией последовательной государственной политики. Развитие добровольчества и благотворительности в обществе, в школе, среди детей начинается с ознакомления с соответствующими
4
понятиями, продолжается осознанием, принятием и разделением ценностей волонтерства и благотворительности и ведет к пробе благотворительной и добровольческой деятельности, повторению актов благотворительности и добровольчества, постепенно принимающих комплексный характер, а в дальнейшем – к институционализации волонтерской и благотворительной инициативы в формате постоянно действующей группы соратников и единомышленников в виде школьного волонтерского отряда, городской добровольческой организации, актива благотворительного фонда.
Тематические занятия о добровольчестве и благотворительности на практике доказали свою результативность в качестве мероприятия по введению в волонтерство и формированию активного интереса к приобщению к добровольческой и благотворительной деятельности. Волонтерские уроки массово использовались для привлечения потенциальных добровольцев в ходе волонтерских программ XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в России. В Год экологии и Год добровольца ФГБУ «Роспатриотцентр», ФГБУ «Росдетцентр», Российское движение школьников, Ассоциация волонтерских центров организовали Всероссийскую акцию «Добрые уроки» по продвижению экологического волонтерства и развитию школьного добровольчества в рамках Федеральной программы «Ты решаешь!». В Москве и Московской области с 2017 года проходят уроки доброты Благотворительного фонда помощи хосписам «Вера» по привлечению школьников к благотворительности. Благотворительный Фонд Константина Хабенского совместно с корпорацией «Российский учебник» и издательской группой «Эксмо-АСТ» в 2019 году инициировали акцию «Уроки добра» по включению детей, подростков и их родителей в благотворительные практики.
Таким образом, для общеобразовательных организаций применение добровольческих и благотворительных активностей дает новые форматы реализации детской инициативы, открывает возможности использования
5
ценностей добровольчества и благотворительности в воспитательной работе, а также достижения синергетического эффекта от активности обучающихся. Вместе все это помогает «делать прививку от равнодушия» молодежи, создавать атмосферу доверия в обществе, решать социальные проблемы более эффективно, с юности формируя у граждан культуру социальной активности.
Учитывая актуальность развития добровольчества и благотворительности в обществе, в школе, среди детей, в помощь педагогам были подготовлены методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков (занятий) о добровольчестве и благотворительности в образовательных организациях. Методические рекомендации подготовлены в рамках реализации Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (далее – Концепция), утвержденной Распоряжением Правительства от 27 декабря 2018 года № 2950-р. Данные методические материалы представляют ключевые проекты для развития как начинающего, так и «продвинутого» добровольца и добровольческой группы, а также участника благотворительной деятельности и инициатора благотворительных практик. Такими инструментами выступают инициативы Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» и Ассоциации волонтерских центров, в том числе федеральная программа «Ты решаешь!», программы Благотворительного фонда поддержки хосписов «Вера» и Благотворительного фонда Константина Хабенского
Основными нормативно-правовыми документами, определяющими содержание Урока, являются:
1. Всеобщая декларация добровольцев (принята на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE), Амстердам, январь 2001 г.).
6
2. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».
3. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р).
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493).
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание тематических мероприятий, посвященных добровольчеству и благотворительности, решает двуединую педагогическую задачу.
В ходе мероприятий, с одной стороны, предполагается осмысление самих понятий «добровольчество» и «благотворительность», их сходств и различий, значимости этих явлений для развития общества и установления общего благосостояния. С другой стороны, предусматривается более глубокое знакомство школьников с конкретными механизмами включения в добровольческую и благотворительную деятельность, а также приобщения к волонтерскому сообществу своего населенного пункта и страны в целом.
Основная цель Урока (занятия) о добровольчестве и благотворительности: создание педагогических условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, формирование у подрастающего поколения принятия добровольчества и благотворительности как социальной и моральной нормы жизни обычного россиянина.
7
Задачи Урока:
 повысить уровень информированности обучающихся о добровольческом движении и благотворительности, целях, задачах, участниках, результатах и социальных эффектах этих общественных феноменов;
 ознакомить обучающихся с механизмами включения в добровольческие и благотворительные практики, а также с траекториями развития в сфере волонтерского движения и благотворительности;
 вдохновить обучающихся на приобщение к добровольческой и благотворительной деятельности;
 развить ответственное и проактивное отношение подрастающего поколения к окружающей действительности, происходящему в городе, регионе, стране;
 внести вклад в воспитание у обучающихся милосердия, сострадания, желания оказывать поддержку тем, кто нуждается в помощи.
Разработка Урока опирается на следующие дидактические принципы компетентностного подхода:
 принцип системности;
 принцип доступности;
 принцип сознательной активности;
 принцип мотивации;
 принцип связи обучения с жизнью.
Принцип системности. Соблюдение данного принципа позволит представить обучающимся совокупность разнообразных направлений и форм добровольческого движения и благотворительности в единстве их морально-этических установок.
Принцип доступности. Содержание Урока подразумевает доступные формы донесения информации до каждой возрастной группы, учитывающие личный, социальный опыт обучающихся и их психологические особенности.
8
Принцип сознательной активности. Освоение материала Урока опирается на активную включенность обучающихся в процесс познания, обращение педагога к личностному опыту обучающегося и обогащение его в процессе деятельности на Уроке.
Принцип мотивации. Направлен на выработку в ходе Урока у обучающихся мотивации на дальнейший поиск и освоение информации по изучаемой теме.
Принцип связи обучения с жизнью. Данный принцип способствует формированию у обучающихся умения применять полученные знания на практике.
Тематический урок о добровольчестве и благотворительности проводится индивидуально для каждого класса или параллели в рамках внеурочной деятельности обучающихся.
Урок может быть подготовлен и проведен педагогом как самостоятельно, так и с привлечением представителей волонтерского движения: учеников класса, имеющих волонтерский опыт, участников волонтерских отрядов из соседних школ, активистов волонтерских центров или волонтерских организаций, действующих на данной территории.
Основными нравственными ориентирами, которых следует придерживаться, планируя проведение данного мероприятия, являются понятия: «гражданственность», «патриотизм», «милосердие», «сострадание», «гуманизм», «альтруизм», «бескорыстие», «ответственность», «готовность прийти на помощь».
Формы и методы организации мероприятия должны соответствовать уровню подготовки обучающихся, при этом быть интересными и результативными.
Помимо традиционной урочной формы с фронтальной подачей информации можно использовать:
 беседы и дискуссии;
 тематические кино- и видеопоказы;
9
 творческие конкурсы;
 викторины;
 круглые столы и конференции;
 этапные и деловые игры;
 квесты;
 флеш-мобы;
 индивидуальные и групповые проекты;
 экскурсии в волонтерские центры;
 создание виртуальных выставок и презентаций.
Урок для обучающихся всех уровней образования целесообразно начать со знакомства, актуализации или расширения знаний о понятиях «добровольчество» и «благотворительность», направлениях, формах и видах добровольческой и благотворительной деятельности, а также истории возникновения и становления этих явлений в России и мире.
При этом следует отметить, что «волонтерство» и «благотворительность» – схожие, смежные, но разные понятия. В основе обоих явлений лежит потребность в совершении добрых дел. Но волонтерство – это прежде всего личный бескорыстный труд на чье-то благо, а благотворительность – это чаще всего материальная поддержка нуждающихся в помощи.
Вводную часть урока/мероприятия можно подкрепить соответствующими видеосюжетами, целью которых является формирование первичного представления о предмете урока (примеры видеороликов о волонтерстве и благотворительности размещены на сайте http:/тырешаешь.рф/materials и в онлайн-хранилище https://goo-gl.ru/5Fix).
В то же время урок, посвященный добровольчеству и благотворительности, необходимо планировать с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся различных уровней образования, их личного и учебного опыта, интересов и предпочтений.
10
Так, например, проведение занятий для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования, возможно организовать, используя интерактивные или игровые формы проведения урока с применением презентации, других наглядных и мультимедийных материалов, а также в форме интерактивной беседы о добре и добрых поступках, о людях, нуждающихся в помощи, и о том, как эту помощь можно им оказать. В ходе урока учащиеся обсуждают, кто такой волонтер, чем он занимается и какие качества его отличают. На занятии рассматривается благотворительная деятельность и как благотворители помогают людям, какие личные качества присущи благотворителям. Сравниваются понятия «волонтерство» и «благотворительность».
Так как ученикам 1-2 класса может быть трудно оперировать понятиями «волонтерство» и «благотворительность», целесообразно выстраивать понятийный аппарат урока от простого к сложному.
В начале урока имеет смысл провести опрос среди обучающихся, что для них значит «добро», «добрый поступок», а затем обобщить предложенные варианты с акцентом на том, что добрый поступок чаще всего связан с оказанием помощи тем, кто в ней нуждается. И уже затем переходить к введению терминов «добровольчество» и «благотворительность», обращая внимание на лексическое значение и этимологию этих слов.
В 3-4 классе следует начать урок с опроса обучающихся о значении слов «волонтерство» и «благотворительность», уточнить у них наличие знакомых и близких, занимающихся волонтерской и благотворительной деятельностью. В этом возрасте можно заострить внимание школьников на социальных проблемах, особенных потребностях отдельных категорий лиц, на других сферах приложения добровольческих или благотворительных усилий, а также углубиться в разнообразие форм волонтерской и благотворительной деятельности.
В ходе урока следует использовать понятия «милосердие», «сострадание», «бескорыстие», обращая внимание на их лексическое значение
11
и этимологию. Кроме того, можно включить в занятие несложную прикладную форму доброго дела, например, изготовление кормушки для птиц или открытки для детей, находящихся в каком-либо лечебном учреждении.
В ходе урока в 3-4 классе рекомендуется использовать следующие формы работы: просмотр видеоматериалов, эвристическая беседа, подготовка сообщений по теме, тематические игры и викторины.
В ходе занятий с обучающимися можно использовать следующие видеоролики о добрых делах, волонтерстве и благотворительности:
https://goo-gl.ru/5FiD: «Добровольцы России – 2017. Кто такой доброволец простым языком»; видеоролик «Мир добрых дел»; мультфильм «Мудрые сказки тетушки Совы. Благотворительность».
Воспитание гуманистических чувств школьников возможно на примерах волонтеров – героев фильмов и видеороликов:
https://goo-gl.ru/5Fje: «Кому помогают добровольцы. Призыв «Станьте добровольцем!»; «Команда 12. Проект «Банк Времени»; «В рамках проекта волонтеры +55 обучают инициативных и мобильных людей пожилого возраста компьютерной грамотности»; «Фестиваль городского досуга и творчества «Пикник Добра».
Примерный конспект урока по волонтерству и благотворительности для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования, приведен в Приложении 4.
Для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования (5-9 классы), в ходе урока/мероприятия актуализируются понятия «волонтерство» и «благотворительность», акцентируется внимание, что оба общественных феномена отличают людей неравнодушных, обладающих социальной и гражданской ответственностью. Вводятся понятия «гуманизм», «альтруизм», «гражданственность».
12
Можно избрать несколько центральных линий урока: остановиться подробнее на мотивах добровольческой и благотворительной деятельности, разнообразии форм и направлений волонтерства и благотворительности, истории добровольческого и благотворительного движения, путях включения в волонтерские и благотворительные практики.
При обсуждении главных групп мотивов, которые побуждают людей заниматься волонтерством и благотворительностью, важно сосредоточиться на таких мотивах, которые особенно актуальны для школьников. Большое внимание можно уделить примерам успешных взрослых людей, занимающихся добровольческой и благотворительной деятельностью, которые являются авторитетом для детей и молодежи.
В ходе подачи информации о направлениях и формах добровольческой и благотворительной деятельности стоит показать школьникам, что соответствующая сфера способна предоставить занятие по душе и удовлетворить интересы любого человека.
Рассматривая историю волонтерского движения и благотворительности в России и мире, нужно отметить вневременной характер этих явлений.
Обучающихся необходимо ознакомить со способами включения в добровольческие и благотворительные практики, рассказать о единой информационной системе «Добровольцы России» и ее функциях, предоставить информацию о ключевых волонтерских и благотворительных организациях страны, региона и муниципального образования, рассмотреть механизм создания собственного волонтерского отряда и добровольческого проекта.
Для указанной категории обучающихся рекомендуются интерактивные формы работы: диалог, дискуссия, ток-шоу, ролевая игра, викторина, конкурсная программа, квест, познавательная игра с целью расширения образовательного кругозора участников. При проведении занятия педагог может использовать наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как «вопросами», так и «ответами». Среди форм проведения викторин – викторина-поиск (викторина с элементами поиска
13
ответов на занимательные вопросы по содержанию книг, фактам биографии героев, значимым общественным событиям), сюжетная викторина (построенная на основе занимательного сюжета, в который вплетаются вопросы, при этом сюжет может быть любым: путешествие в историю, преодоление препятствий, героическая сага, приключения в поисках клада и т.д.).
При проведении урока можно использовать следующие видеосюжеты:
https://goo-gl.ru/5Fjl: Всероссийский открытый урок «Доброе дело, перевернувшее мою жизнь»; «Форум Добровольцы России. О добровольчестве говорят Министры Правительства РФ»; «Форум Добровольцы России. О добровольчестве говорят различные известные люди: звезды, гражданские активисты, политики»;
видеоролик «Знаменитости с добрыми сердцами. Звезды, которые занимаются благотворительностью»;
видеоролик «Топ 7 добрых поступков знаменитостей».
Если урок/занятие предполагается стартовым для целого курса уроков/занятий, логично познакомить школьников с видеокурсом https://обучение.добровольцыроссии.рф/ «УзнайПро.Школы: Онлайн-курс для школьников».
Примерный конспект урока по волонтерству и благотворительности для обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего образования, приведен в Приложении 5.
Для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования (10-11 классы), во вводной части или преддверии урока можно предложить просмотр художественных фильмов «#ЯВОЛОНТЕР. Истории неравнодушных» (https://goo-gl.ru/5Fjt) и «Фильма о самом важном» Благотворительного фонда «Сила мысли», а также видеороликов проекта http://ivolunteer.ru с последующим обсуждением вопроса о роли человека в позитивном изменении окружающей действительности и решении социальных проблем.
14
Необходимо выбрать более широкий ракурс рассмотрения явлений добровольчества и благотворительности, так как задачами проведения тематических занятий у обучающихся являются воспитание в них чувства гражданской ответственности, патриотизма, сопричастности к процессу развития страны. Предлагаемая тема урока для обучающихся – «Добровольчество и благотворительность в современной России».
Это может быть дискуссия или любая иная активная форма урока, в ходе которого школьники задумываются о роли волонтерства и гражданской активности в развитии российского общества. Процесс общения обучающихся в ходе дискуссии направлен на ознакомление с новым материалом через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний, углубленное усвоение, творческое переосмысление и контроль усвоения знаний; обучение взаимодействию в группе, совместной поисковой деятельности; освоение и развитие мыслительных умений (определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения).
В ходе уроков необходимо описать основные этапы развития школьного добровольчества и рекомендации по их реализации: как в школе организовать информационную кампанию о добровольчестве, как выстроить текущую деятельность волонтерского отряда и партнерские отношения, рассказать, какие возможности существуют для юного активиста при построении траектории развития в добровольческой сфере. Указанная информация подается через знакомство с лучшими практиками школьного добровольчества, информационно-методическими материалами, ключевыми всероссийскими проектами и мерами поддержки, которую оказывает государство волонтерским и образовательным организациям и отдельным волонтерам.
Важно напоминать обучающимся о Всероссийском конкурсе «Добровольцы России», одноименной единой информационной системе, Федеральной программе по развитию детского добровольчества «Ты решаешь!», рейтинге «Лиги добровольческих отрядов», конкурсе послов «Лиги
15
добровольческих отрядов», федеральных добровольческих сменах во всероссийских детских центрах «Артек», «Орленок» и «Океан», а также о других социальных лифтах для детей и подростков в сфере добровольческой деятельности.
Обучающихся необходимо детально познакомить с основными благотворительными организациями России и реализуемыми ими программами, вооружить инструкциями по личному включению и продвижению благотворительной деятельности в среде сверстников, старших товарищей и родителей.
Кроме того, необходимо развивать компетенции школьников в сфере социального проектирования, обеспечивать их инструментами реализации собственных добровольческих и благотворительных инициатив.
Примерный конспект урока по волонтерству и благотворительности для обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего общего образования, приведен в Приложении 5.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бедердинова М.В., Бессонова А.В. Конспект занятия «Мы – добрые волшебники». – Череповец, 2017: https://rosuchebnik.ru/material/konspekt-zanyatiya-my-dobrye-volshebniki-16812/.
2. Благотворительность в России и государственная политика. / С.С. Сулакшин, Д.В. Бачурина, М.В. Вилисов, Г.Г. Каримова, И.Р. Киш, О.В. Куропаткина, Л.А. Макурина, А.С. Сулакшина. – М.: Научный эксперт, 2013.
3. Исторические аспекты законодательного регулирования деятельности российских благотворительных организаций. // Интернет-журнал «Меценат», http://www.maecenas.ru/doc/2005_3_15.
4. История волонтерского движения в России. // ТАСС, https://tass.ru/info/5870697.
16
5. Локтионова Т.А. История возникновения и становления волонтерства в России. // Молодой ученый. – 2012. – №8. – С. 267-269.
6. Методические рекомендации по направлению деятельности «Гражданская активность» / Арсеньева Т.Н., Загладина Х.Т., Коршунов А.В., Менников В.Е. – М.: МПГУ, 2016.
7. Методические рекомендации по организации и проведению тематических уроков согласно Календарю образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Год добровольца (волонтера) в Российской Федерации (2018 год). / А.К. Крупченко. – М.: ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ, 2018.
8. Методическое пособие «Волонтерское (добровольческое) движение в общеобразовательной организации. // Ассоциация волонтерских центров URL: http://авц.рф/media-files/documents/в школе.pdf.
9. Луо Энни, Бутенко В., Полунин К. Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий // Образовательная политика. – 2015. – № 2 (68). – С 72-109.
Интернет-источники
https://обучение.добровольцыроссии.рф/: Добровольцы России.
https://goo-gl.ru/5Fjn: «Форум Добровольцы России».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Основные понятия и термины
Альтруизм – бескорыстная забота о благополучии других, готовность ставить их интересы выше своих собственных; одна из главных характерных черт благотворительной и добровольческой деятельности.
Безвозмездная деятельность – деятельность, осуществляемая без выплаты вознаграждения в любой материальной форме.
Бескорыстие – отсутствие стремления к личной выгоде.
17
Благополучатели – граждане и юридические лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев (волонтеров).
Благотворители – граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в форме безвозмездной передачи в собственность или предоставления в пользование благополучателям имущества, выделения им денежных средств, а также бескорыстного выполнения на благо нуждающихся лиц работ или предоставления им услуг.
Благотворительная деятельность, благотворительность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная организация – неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации благотворительных целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
Благотворительная программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социальных проблем и (или) помощь нуждающимся лицам, осуществляемых за счет средств благотворительных пожертвований либо иной финансовой деятельности благотворительной организации.
Гуманизм – мировоззрение, признающее ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
Добровольческая (волонтерская) деятельность, добровольчество (волонтерство) – форма бескорыстного социального служения, добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая
18
путем личного выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения, связанных с осуществлением добровольческой деятельности затрат).
Добровольческая (волонтерская) организация – социально ориентированная некоммерческая организация (или незарегистрированное объединение граждан, созданное автономно либо на базе какой-либо организации, в том числе в рамках программ корпоративного волонтерства), системно привлекающая волонтеров к участию в добровольческой деятельности различных направлений и форм, а также осуществляющая руководство их деятельностью в процессе такого участия.
Доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев предоставления сервисов и возмещения, связанных с осуществлением добровольческой деятельности затрат).
Добровольный – совершаемый или действующий по собственному желанию, без принуждения.
Милосердие – готовность оказать помощь из чувства человеколюбия, сострадания; а также сама помощь, вызванная такими чувствами.
Мораль – принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Нравственность – внутренние духовные и душевные качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и к природе, а также нормы и правила поведения, основывающиеся на таких качествах.
Нуждающиеся лица – лица, которые не в состоянии удовлетворить собственными силами необходимые материальные и духовные потребности и которым требуется дополнительная поддержка для устранения социальных и экономических дефицитов.
19
Общественная польза – положительный результат деятельности, значимый для развития и процветания общества в целом, суммарный эффект которого удовлетворяет интересам большинства его членов.
Отзывчивость – умение откликаться на просьбы и оказывать помощь и моральную поддержку другим людям в нужный момент, сопереживать им.
Сбор благотворительных пожертвований – любое прямое или косвенное обращение за деньгами, имуществом, добровольными услугами или другими ценностями, предоставляемыми немедленно или с отсрочкой, при условии, что они будут использованы для благотворительных целей.
Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чужим несчастьем, способность поставить себя на место другого человека, полностью прочувствовать его переживания.
Социальная значимость – позитивное воздействие осуществляемой деятельности на ход событий в обществе.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Приложение 2
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
о добровольческой деятельности в Российской Федерации
Основные субъекты добровольческой деятельности
Ассоциация волонтерских центров (АВЦ) – крупнейшая волонтерская организация России, реализующая системные программы по развитию добровольческого движения во всех его формах и проявлениях.
Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики» – общероссийское волонтерское движение в сфере здравоохранения.
20
Всероссийское общественное движение «Волонтеры Победы» – общероссийское волонтерское движение в сфере патриотического воспитания.
Региональные ресурсные центры поддержки волонтерства – центры развития волонтерского движения, созданные в регионах России с целью консолидации добровольческих усилий, популяризации и продвижения ценностей добровольческой деятельности, формирования благоприятных условий для ее осуществления на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.
Российское движение школьников (РДШ) – общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, реализующая совместно с АВЦ системные программы развития детского добровольчества, в том числе Федеральную программу «Ты решаешь!».
Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) – федеральный орган государственной власти, уполномоченный в сфере развития волонтерства.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» (Роспатриотцентр) – главный исполнитель государственных программ в сфере развития волонтерского движения как одной из основ формирования гражданского общества.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр» (Росдетцентр) – главный исполнитель государственных программ в сфере развития детского добровольчества.
Основные направления волонтерской деятельности
Волонтерство в чрезвычайных ситуациях (волонтерство общественной безопасности) – добровольческая (волонтерская) деятельность в области содействия общественной безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Включает проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и
21
пожаров, а также защиту населения и территорий от ЧС; участие в ликвидации пожаров и последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; содействие в поиске пропавших людей, а также содействие органам внутренних дел и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка в добровольных народных дружинах; популяризацию культуры безопасности среди населения; содействие интернет-безопасности и противодействию распространения наркотических средств и психоактивных веществ.
Культурное волонтерство – добровольческая (волонтерская) деятельность, направленная на формирование культурной идентичности, сохранение и передачу культурного и исторического наследия, в том числе поддержка деятельности организаций культуры; содействие в организации и проведении массовых мероприятий в сфере культуры; участие в осуществлении работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры); проведение экскурсий, работа с туристическими группами, с музейными и библиотечными фондами, обучение различным видам творческих практик и прочие виды профильной добровольческой деятельности.
Медиаволонтерство – добровольческая (волонтерская)

09:45